Учителя начальных классов нашей школы Дмитриева Н.П. и Сторчилова А.И. подготовили доклад и презентацию на РМО на тему «Формирование функциональной грамотности на занятиях внеурочной деятельности» (презентация к выступлению).
Успешный человек сегодня - это тот человек, который способен жить в ногу со временем и применять свои функциональные навыки, может разобраться и найти выход из проблемной ситуации. Главная задача школы в настоящее время - научить детей рационально использовать знания и навыки в разных сферах жизни. Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Как средство формирования функциональной грамотности мы используем материалы занятий внеурочной деятельности.
Главная задача ФГОС третьего поколения – конкретизация требований к обучающимся, которая определяет четкие требования к предметным результатам по каждой дисциплине.
Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта определяет актуальность понятия «функциональная грамотность. Эта одна из важнейших задач современной школы.
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:
- добывать новые знания;
- применять полученные знания на практике;
- оценивать свое знание-незнание;
- стремиться к саморазвитию.
В учебном плане МБОУ Россошанской СОШ на 2023-2024 учебный год на внеурочную деятельность отведено по 6 часов с 1 по 4 классы. Занятия по формированию функциональной грамотности младших школьников являются частью направления внеурочной деятельности «Учение с увлечением».
Внеурочная деятельность по функциональной грамотности – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. И в отличие от дополнительной работы, проводится постоянно. Организуется она для формирования способностей решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности школьников.
Для проведения занятий по функциональной грамотности учителями начальных классов разработана рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность для 1-4 классов» на основе методического пособия «Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 1 класс», «Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 2 класс», «Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 3 класс», «Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 4 класс», авторы – составители: М.В. Буряк, С.А. Шейкина, издательство «Планета» 2023 год. Такие тетради – это не просто развлечение, они соответствуют определенным темам.
Программа разбита на четыре блока:
«Читательская грамотность»
«Математическая грамотность»
«Финансовая грамотность»
«Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей. Развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять свои потребности.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность»
является формирование у обучающихся способности использовать знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира.
На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Читательская грамотность» дети учатся:
- анализировать тексты авторских и русских народных сказок;
- составлять характеристики героев прочитанных произведений;
- делить тексты на части;
- составлять картинный план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений;
- давать эмоциональную и личностную оценку прочитанного.
На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Математическая грамотность» дети учатся:
- счету предметов;
- составлению числовых выражений и нахождению их значений;
- составу чисел первого и второго десятка;
- выполнять задания на нахождение суммы, разности, произведения, частного чисел;
- решать задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
- читать и заполнять таблицы, круговые диаграммы, определять ложные и истинные высказывания.
На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Финансовая грамотность» дети знакомятся с понятиями:
- деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Естественно-научная грамотность» дети учатся:
- наблюдать и проводить простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином;
- изучают воздух и его свойства, соль и её свойства, воду и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
В работе с детьми мы применяем различные формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:
- Групповая форма работы
- Игровая форма работы
- Творческие задания
- Тестовые задания
- Практическая работа
- Ролевые и деловые игры
- Исследовательская деятельность
Во время проведения занятий в 1-4 классах используем различные формы:
- ситуационная игра,
- образно-ролевые игры,
- исследовательская деятельность,
- практикум,
- мастер-класс,
- дискуссия, обсуждение.
Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на занятиях внеурочной деятельности необходимо соблюдать следующие условия:
- обучение должно носить деятельностный характер;
- образовательная деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
- используются продуктивные формы групповой работы;
- обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.
Показателем эффективности занятий внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» являются следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов.
- косвенным показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению.
|