Пятница, 17.05.2024, 14:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МБОУ Россошанская СОШ

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 76

Главная » 2024 » Январь » 31 » Выступление учителей начальных классов на РМО на тему: «Формирование функциональной грамотности на занятиях внеурочной деятельности»
16:45
Выступление учителей начальных классов на РМО на тему: «Формирование функциональной грамотности на занятиях внеурочной деятельности»

         Учителя начальных классов нашей школы Дмитриева Н.П. и Сторчилова А.И. подготовили доклад и презентацию на РМО на тему «Формирование функциональной грамотности на занятиях внеурочной деятельности»  (презентация к выступлению).

           Успешный человек сегодня - это тот человек, который способен жить в ногу со временем и применять свои функциональные навыки, может разобраться и найти выход из проблемной ситуации. Главная задача школы в настоящее время - научить детей рационально использовать знания и навыки в разных сферах жизни. Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Как средство формирования функциональной грамотности мы используем материалы занятий внеурочной деятельности.

         Главная задача ФГОС третьего поколения – конкретизация требований к обучающимся, которая определяет четкие требования к предметным результатам по каждой дисциплине.

Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта определяет актуальность понятия «функциональная грамотность. Эта одна из важнейших задач современной школы.

Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

  • добывать новые знания;
  • применять полученные знания на практике;
  • оценивать свое знание-незнание;
  • стремиться к саморазвитию.

        В учебном плане МБОУ Россошанской СОШ на 2023-2024 учебный год на внеурочную деятельность отведено по 6 часов с 1 по 4 классы. Занятия по формированию функциональной грамотности младших школьников являются частью направления внеурочной деятельности «Учение с увлечением».

Внеурочная деятельность по функциональной грамотности – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. И в отличие от дополнительной работы, проводится постоянно. Организуется она для формирования способностей решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности школьников.

           Для проведения занятий по функциональной грамотности учителями начальных классов разработана рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность для 1-4 классов» на основе методического пособия «Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 1 класс», «Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 2 класс», «Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 3 класс», «Функциональная грамотность. Тренажёр для школьников. 4 класс», авторы – составители: М.В. Буряк, С.А. Шейкина, издательство «Планета» 2023 год. Такие тетради – это не просто развлечение, они соответствуют определенным темам.  

            Программа разбита на четыре блока:

«Читательская грамотность»

«Математическая грамотность»

«Финансовая грамотность»

 «Естественно-научная грамотность».

            Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей. Развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст.

             Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять свои потребности.

             Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

              Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность»

    является формирование у обучающихся способности использовать знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира.

            На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Читательская грамотность» дети учатся:

  • анализировать тексты авторских и русских народных сказок;
  • составлять характеристики героев прочитанных произведений;
  • делить тексты на части;
  • составлять картинный план;
  •  отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений;
  • давать эмоциональную и личностную оценку прочитанного.

 На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Математическая грамотность» дети учатся:

  • счету предметов;
  • составлению числовых выражений и нахождению их значений;
  • составу чисел первого и второго десятка;
  • выполнять задания на нахождение суммы, разности, произведения, частного чисел;
  • решать задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
  • читать и заполнять таблицы, круговые диаграммы, определять ложные и истинные высказывания.

             На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Финансовая грамотность» дети     знакомятся с понятиями:

  • деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

На занятиях внеурочной деятельности в разделе «Естественно-научная грамотность» дети учатся:

  • наблюдать и проводить простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином;
  • изучают воздух и его свойства, соль и её свойства, воду и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

 

В работе с детьми мы применяем различные формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:

  • Групповая форма работы
  • Игровая форма работы
  • Творческие задания
  • Тестовые задания
  • Практическая работа
  • Ролевые и деловые игры
  • Исследовательская деятельность

Во время проведения занятий в 1-4 классах используем различные формы:

  • ситуационная игра,
  • образно-ролевые игры,
  • исследовательская деятельность,
  • практикум,
  • мастер-класс,
  • дискуссия, обсуждение.

Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на занятиях внеурочной деятельности необходимо соблюдать следующие условия:

  • обучение должно носить деятельностный характер;
  • образовательная деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
  • предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
  • используются продуктивные формы групповой работы;
  • обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

               Показателем эффективности занятий внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» являются следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов.
  • косвенным показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению.
Просмотров: 400 | Добавил: 1234 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Январь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Форма входа

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz